Энергоснабжение промыслов

13 апреля, 2022

Энергоснабжение промыслов

     А вы знали, что история энергетики Атырауской области берет начало с создания мелких дизельных электростанций (ДЭС), первая из которых появилась на нефтепромысле Доссор в 1911 году.

    Это были двигатели «Горнеби» и «Проктор» мощностью 200 лошадиных сил (л.с.). Они были установлены на Доссорской дизельной станции и стали так называемой энергетической базой области в первые годы советской власти. В 1920 году на Доссорской ДЭС были установлены еще два двигателя общей мощностью 700 лошадиных сил. В 1926 году в Макате ввели в эксплуатацию электростанцию мощностью 220 л.с., а на следующий год – новую ДЭС, состоящую из четырех генераторов английской фирмы «Рустон Горнсби» мощностью 1050 л.с. - самую мощную электростанцию на тот период. Эти объекты позволили электрифицировать нефтедобычу на основных нефтепромыслах – Доссоре и Макате и обеспечить светом дома нефтяников. С открытием месторождений нефти стали строиться небольшие дизельные электростанции для обслуживания новых нефтепромыслов. В 1935 году в строй вступает ДЭС в Искене, в 1937 году – Косчагыле, в 1939 году – Кошкаре, в 1940 году – Сагизе, Кульсары и Комсомольске. Общая мощность этих электростанций составила 15 тысяч киловатт. Все они работали раздельно, обслуживая лишь тот промысел, на котором находились. По тем временам это было сложное и большое энергетическое хозяйство.    

   «В это время энергетика базировалась на дизельных электростанциях, расположенных на нефтепромыслах и подчинялась директорам промыслов. Для поддержания этих электростанций в надежном состоянии необходимо было организовать изготовление запасных частей к деталям. В этом повышении надежности работы электростанций я видел основную свою задачу. Как главному механику объединения, мне оперативно подчинялся механический завод нефтяной промышленности. Я ему устанавливал номенклатурный план с учетом потребностей бурения и электростанций», - вспоминал ветеран энергетики Николай Неверов, прошедший путь от механика объединения «Союзнефть» до управляющего районным энергетическим управлением «Гурьевэнерго».

     В 40-ые годы электрические нагрузки на нефтепромыслах возросли настолько, что дизельные электростанции уже не могли их покрывать, и было принято решение о централизации выработки электроэнергии на тепловых электространциях (ТЭС) и строительство линий электропередач от них. В 1940 году была построена первая линия электропередачи (ЛЭП) 35 кВ ДЭС в Искене до Байчунаса. Ввод линии дал возможность параллельной работы двух дизельных станций, что повысило надежность электроснабжения нефтедобывающих участков Байчунас и Искене.

     В годы Великой Отечественной войны на промыслах создалось исключительно тяжелое положение с электроснабжением. Вновь заглянем в воспоминания Н. Неверова: «Значение эмбинской нефти с каждым днем войны возрастало, особенно в тот период, когда доставка кавказской нефти была затруднена из-за оккупации немцами путей доставки ее к фронту. В связи с нехваткой квалифицированных кадров на нефтепромыслах, их руководители отвлекали ремонтный персонал электростанции на общепромысловые нужды, чем усложняли и без того тяжелое положение с энергоснабжением…».  И тогда был поднят вопрос о создании отдельной энергетической организации. Но это будет потом, а пока, в те же военные годы по ленд-лизу из США поступят три передвижные электростанции «Интерпрайз», каждая мощностью по 800 лошадиных сил, дизель-агрегаты «Купер бесемер», которые были смонтированы на Сагизской ДЭС, дизель-агрегаты «Кларк» - на ДЭС в Комсомоле, а паротурбинная установка мощностью 1200 кВт - на ЦЭС в Кульсары. Для обслуживания всех этих новых агрегатов нужны были специалисты, которых в условиях военного времени почти не осталось. И важную роль в обеспечении кадрами сыграл Гурьевский нефтяной техникум.

    В июне 1944 года действовавшая в Гурьеве контора «Электроток» была преобразована в трест «Казэнергонефть» объединения «Эмбанефть». В то время были созданы два кустовых энергоуправления. В состав Доссорского управления вошли электростанции Доссора, Маката, Сагиза, Кошкара, Комсомольска, Байчунаса. Кульсаринскому управлению подчинили ЦЭС Кульсары, ДЭС Косчагыла и Каратона.

   Электрики, монтеры, механики того периода вынесли на своих плечах всю тяжесть эксплуатации электростанций в условиях военного времени – без резерва, работали днем и ночью, без выходных. «Я не бывал дома месяцами. Главным тогда было – не допустить простоя нефтяного оборудования, а это во многом зависело от ДЭС, от наличия электроэнергии. А обеспечить бесперебойную работу станций было непросто», - напишет в своих воспоминаниях Н. Неверов.

    После окончания войны, в 1946 году был введен в эксплуатацию турбоагрегат первой очереди на Кульсаринской ЦЭС мощностью 12 МВт. В Доссоре возник избыток электроэнергии, но его не хватало в Макате и Сагизе, и тогда началось строительство линии электропередач. Возводили их хозспособом, и все работу вели сами электромонтеры. Первую линию провели до Косчагыла, вторую - до Каратона, потом Кульсары-Комсомольск. Как говорят энергетики, узел получился, и появилась возможность перебрасывать электроэнергию по промыслам.

                                                                           Использованы данные из книги

                                             «55 лет Атыраускому энергетическому комплексу»   

                                                                 Фото взято из открытых источников